Первый класс - один из существенных критических периодов в жизни детей. Сентябрь, октябрь, ноябрь - адаптивный период первоклассников. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни школьника в социально-психологическом плане.
Школьная адаптация - процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.
Важнейшими её аспектами является: - освоение нового пространства; - принятие роли ученика; - понимание требований и традиций школы; - определение своего места в детском коллективе; - выработка характера отношений со взрослыми; - привыкание к новому режиму жизнедеятельности; - способность успешно развиваться в психологическом, личностном и социальном планах.
Начало обучения - это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.
Первоклассник должен принять новые требования учителя, касающиеся его поведения в школе, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий.
Нужно не только дать детям знания о нормах поведения, но и построить весь процесс воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравственно-этических выводов.
Работая в режиме эксперимента по проблеме: "Нравственное образование в средней школе" мы обратили внимание, что процессу адаптации первоклассников способствуют уроки в 1-4 классах "Азбука нравственности". Эти уроки направлены на развитие и формирование у учащихся важнейших аспектов школьной адаптации. Они помогают:
- быстрее освоить новое пространство, принять роль учителя, понять и принять требование и традиции школы, - выработать характер отношений со взрослыми и одноклассниками, - формировать нравственные взгляды детей на нормы поведения - успешному развитию в психологическом, личностном и социальном планах.
В адаптационный период основное внимание уделяется ознакомлению детей с наглядными представлениями о нравственности и с правилами культуры поведения. Это правила поведения на уроке, на перемене, в раздевалке, во дворе школы, дома, на улице.
Вот основные темы первого полугодия. 1-2. Правила поведения на уроке и на перемене. 3. Правила поведения в гардеробе. 4. Правила поведения в столовой. 5. Правила поведения в библиотеке. 6. Правила поведения на школьном дворе. 7-8.Что такое "добро" и "зло".
В адаптационный период первоклассники учатся строить отношения "учитель - ученик", "ученик - ученик". Уроки "Азбуки нравственности" - это целостная система нравственного образования ребенка, и они красной нитью проходят через весь учебный процесс.
Нравственное образование в школе предусматривает не только введение этого предмета в учебный план, но и внеклассную работу по программе нравственного образования.
Используются разнообразные формы и приемы: беседа, разъяснение, диалог, игра, рисование, обсуждение, коллективное чтение, упражнение в правильном поведении, поиск, инсценирование, доклад, проект, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеофильма, спор-дискуссия, викторина, тренинг, урок-путешествие, родительское собрание, коллективная игра, праздники, концерты для родителей, выставки работ, посещение музеев, экскурсии.
Это способствует раскрытию эмоциональной сферы ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание школьников ведут к значительному сокращению и сглаживанию адаптационного периода.
|